Для Вашего удобства мы используем cookie-файлы. Дайте на это согласие!
Par IKP izmaiņām 2017. gada 4. ceturksnī
Предварительная оценка экономических результатов прошедшего года слегка разочаровывает. По сравнению с 4-м кварталом 2016 года валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 4,2%. На основании этих предварительных данных экономика Латвии в прошлом году в целом выросла на 4,5%, а не на 4,7% или даже 4,8%, как можно было предполагать ранее.
Сезонно выровненный ВВП, учитывающий разницу в количестве рабочих дней, в 4-м квартале по отношению к предыдущему периоду увеличился на 0,3%, а в течение года – на 4,8%. В свою очередь, в целом в 2017 году добавленная стоимость могла повыситься на 5%.
Эти данные будут уточнены и дополнены через месяц. На фоне других данных на удивление низкой кажется начальная оценка объема взысканного налога на продукты, составившая +3%. Пока не известны январские результаты, которые отражают события в экономике, происходившие в декабре. Кажется, что перед повышением акцизного налога рост скорее всего должен быть очень внушительным.
Немного огорчать может то, что в 4-м квартале рост добавленной стоимости промышленного производства в годовом разрезе составил 5%. В этот период было трудно спрогнозировать динамику сферы энергетики. Погодные условия способствовали производству электричества, но понизили спрос на тепло.
Столкновение неудержимой силы с неподвижным объектом
В связи с вышеупомянутыми факторами перерасчет ВВП за 4-й квартал может быть сделан в большую сторону. Однако, эти десятые доли процента общую картину не меняют. 2018 год в экономике Латвии будет очень жарким. После почти десятилетнего периода, когда главное ограничение заключалось в недостаточном спросе, с каждым днем все более очевидными становятся «слабые места» предложения. Средние прогнозы прочат довольно резкое торможение роста приблизительно до 3% в течение пары лет. Возможно, именно так и произойдет. Однако, истинную потенциальную скорость экономики покажет проверка ее двигателя в режиме экстремальной езды, ожидающейся в течение двух последующих лет. Тогда и увидим, как этот эксперимент изменит темп роста производительности, и что произойдет с миграционным балансом.
Темп роста латвийской экономики в будущем определит, образно выражаясь, столкновение неудержимой силы с неподвижным объектом. В течение следующих трех лет ожидаются очень благоприятные обстоятельства для спроса – благодаря экспорту, проекту RailBaltica и фондам ЕС в Латвию будут поступать деньги. Понижающийся уровень безработицы и повышающиеся зарплаты разогреют настроение потребителей. Приличный рост доходов домашних хозяйств, наблюдавшийся так же и в предыдущие годы, не смог вывести миграционный баланс на позитивный уровень. По этой причине, а также ввиду падения рождаемости в 90-е годы прошлого столетия, количество жителей трудоспособного возраста сокращается. Однако факторы, побуждающие жить и работать в Латвии, в ближайшее время резко усилятся.
Демография изменит экономику или экономика – демографию?
Столкновение неудержимой силы с неподвижным объектом уже началось. Кому-то придется уступить – либо затормозится рост, либо повышающаяся конкурентоспособность Латвии как места жительства изменит демографические тенденции. При желании можно найти подтверждение для обеих версий. Ходят слухи о предприятиях в Риге, например, об автосервисах, из которых ушли все работники. Значит, «идет на убыль» процесс создания ценности, страдает рост.
Несмотря на это пример Эстонии показывает, что можно достичь увеличения численности населения за счет уровня доходов, от которого мы находимся на расстоянии нескольких лет. Этого не предвидят наиболее популярные демографические прогнозы. Однако, в их предположениях заложены сухие, бюрократические экономические прогнозы, которые не оценивают истинный потенциал сфер экспорта.
Даже если в ближайшем будущем численность населения в Латвии не увеличится, может помочь внутренняя миграция, когда люди получат возможность уехать из тех мест, где в настоящий момент они вынуждены заниматься пустяками или ничегонеделаньем. «Миграция» производственных процессов улучшилась бы еще больше, если бы некоторые предприятия были готовы сменить свое местоположение в поисках более дешевой рабочей силы.
Производительности труда может способствовать резкое повышение зарплат
Для того чтобы росли доходы, должна расти производительность, так как у перераспределения доходов от резервов между владельцами капитала и работниками уже нет больших возможностей. Латвийское медиапространство переполнено бессмысленными сообщениями о том, что «нужно повышать производительность труда». Говорить об этом в долженствовательном наклонении можно бесконечно, но ничего не изменится. В свою очередь, резкое повышение зарплат может способствовать производительности труда больше, чем бесконечное дискуссии о том, что «в принципе» следовало бы делать.
Порой для повышения производительности труда необходимы инвестиции. Бывает, что чудеса творит улучшение организации труда, когда необходимость в таком улучшении непреодолима. Также может быть, что это просто происходит само по себе. Например, торговые центры переполнены маленькими магазинчиками, которым, дабы обеспечить непрерывность работы, нужны, скажем, три продавца, которые часть времени ждут покупателей. Очень может быть, что те же три продавца могут обеспечить вдвое больший оборот. В сфере услуг таких примеров очень много.
Могут ли риски финансового рынка повлиять на ситуацию в Латвии?
Понятно, что нельзя рассчитывать на продолжительное сохранение такого темпа роста, хотя в течение трех последующих лет в этом нет ничего невозможного. Думая о рисках, в первую очередь в голову приходят «достижения» рынка акций США за последние три года. Стоит задать вопрос, каково будет влияние возможной коррекции на реальную экономику. Вероятность того, что экономика США может впасть в рецессию до конца следующего года, уже очень велика. Этот цикл роста уже стал одним из наиболее продолжительных в истории. Однако это еще не означает рецессию в еврозоне, которая находится в совсем иной фазе экономического цикла. Более того — рецессия в еврозоне не означает рецессию в Латвии – во время двух из последних трех рецессий еврозоны наше народное хозяйство продолжало успешно развиваться.
Велика возможность того, что в 2019-2020 году благодаря структурным фондам, проекту RailBaltica и циклу кредитования будет достигнута такая стадия «накала», что прохладные веяния извне станут именно тем, что доктор прописал. Правда, проявляться они будут через экспорт, что будет способствовать откладыванию разрешения имеющихся противоречий на более отдаленное будущее.
Контакты для СМИ: Лита Юберте-Круминя