Типичный латвиец очень трудолюбив, немного завистлив, не слишком решителен, но все же добродушен – такую картину наметили ответы респондентов в ходе последнего исследования „Латвийского барометра DNB”, что в известной степени характеризует и особенности менталитета жителей Латвии. Одновременно, размышляя над тем, какие качества следует воспитывать у молодежи, чаще всего упоминали целеустремленность (56%), которая присуща сейчас редко кому из латвийцев (12%). Самостоятельность, решительность, предприимчивость и смелость также относятся к тем качествам, которые нынешние жители Латвии хотели бы видеть у молодого поколения, одновременно отмечая, что у нынешнего „среднего латвийца” их вряд ли встретишь.

Директор социальных и политических проектов центра исследований рынка и общественного мнения SKDS Иева Строде указывает: «Интересно, что когда речь шла о качествах, которые следовало бы развивать у детей, самыми непопулярными из позитивных характеристик оказались амбициозность и эластичность. В известной мере это может быть связано также и с результатами исследования о важных для жителей критериях выбора рабочего места: предпочтение прогнозируемой и стабильной работе отдается гораздо чаще, чем хорошим карьерным возможностям, если это связано с напряженной и трудно прогнозируемой работой. Говоря о вознаграждении, большинство также отдает предпочтение стабильной регулярной зарплате, а не более существенной ее переменной части (например, в виде бонусов».

В ходе опроса  «Латвийского барометра DNB» его участников просили также оценить, в какой мере они согласны с высказываниями разных политиков о жителях Латвии (следует добавить, что высказывания предлагались для оценки без указаний, кто из политиков является автором каждого и этих высказываний). Самую большую поддержку получило высказывание президента страны Андриса Берзиньша о том, что  «мы, латыши, сильный народ, мы умные, находчивые, трудолюбивые, мы можем все то, что могут и другие» (66%). Но жители в значительной степени согласны и с комментариями Сандры Калниете, что  «латыши слишком мало ценят то, что сами способны сделать» (64%), и высказыванием Мариса Гайлиса, что  «латыши частенько причитают без каких-либо на то оснований и беспокоятся, когда что-то еще только намечается» (63%). Более низкую оценку получили клич Вайры Вике-Фрейберги  «Мы сильные! Мы могучие! Мы хозяйственные! Мы красивые!» (47%) и высказывание Вилиса Криштопанса:  «Это как в той книге про Буратино – утро в Стране дураков еще не наступило, но уже царило большое оживление» (40%).

Респондентам исследования были предложены также несколько весьма типичных вариантов, связанных с работой или образованием, результаты которых в значительной степени характеризуют наш менталитет и образ мышления. На вопрос, какую специальность они посоветовали бы своим детям, опрошенные чаще всего отвечали, что посоветовали бы такую специальность, которая нравится и вызывает интерес у их отпрыска (28%), а также такую, которая может пользоваться спросом в будущем (25%). Тем временем, изучать специальность, популярную сейчас, посоветовал бы только 1% опрошенных. Интересно, что более высокий доход в качестве критерия выбора специальности не вошел в число наиболее часто упоминаемых – его важность отметили только 11% участников опроса. При этом опрошенные весьма редко указывали, что посоветовали бы детям освоить такую специальность, по которой можно было бы работать и за пределами Латвии (4%). Следует добавить, что 5% опрошенных указали, что не советовали бы своим детям, что им осваивать, оставив выбор за самими детьми.

В свою очередь, называя собственные критерии выбора, если бы была возможность выбирать между двумя одинаково оплачиваемыми предложениями, большинство опрошенных отметило, что выбрали бы прогнозируемую и стабильную работу с меньшими возможностями для роста (59%), а не лучшие карьерные возможности в более напряженной и трудно прогнозируемой рабочей среде (28%).

Комментируя эти данные, социальный антрополог Клавс Седлениекс подчеркивает:  «Хотя и можно было бы думать, что подобные ответы свидетельствуют о нежелании жителей Латвии рисковать, что таким образом указывает и на их инертность, похожие результаты были получены и в других странах, в том числе в США, где общество считается толерантным к риску. Конечно, здесь можно было бы сравнить, какой именно процент респондентов выбрал более спокойную и предсказуемую работу, но в целом это общечеловеческая тенденция, характерная не только для Латвии».

На просьбу оценить различные варианты вознаграждения, опрошенные придерживались принципа  «лучше синица в руках, чем журавль в небе», и остановили свой выбор на регулярной зарплате без премий и бонусов (56%). Напротив, такую работу, где платят более низкую зарплату, но в зависимости от результатов обеспечивают другие бонусы, выбрали 26% опрошенных, а работу, где периодически выплачивается большая премия – только 10% опрошенных.

Совладелица и эксперт по управлению персоналом SIA Efumo HR Лига Карловска резюмирует:  «Подобные критерии выбора места работы связаны с нашим менталитетом. Относительно низкая самоуверенность заставляет нас усомниться в своих способностях, поэтому мы готовы согласиться на более низкую, но гарантированную зарплату, а не смело двигаться вперед, к достижению высоких результатов, чтобы зарабатывать больше. Мы не верим по-настоящему в свои силы, способности и знания».

В ходе исследования обратили внимание и на критерии выбора, связанные с миграцией населения в другие страны. Определяя наиболее важные условия, которые заставили бы респондентов принять предложение надолго отправиться жить и работать за пределы Латвии, участники опроса чаще всего указывали, что они были бы готовы к переезду ради более высоких доходов (46%). Чуть более четверти опрошенных согласились бы поехать за границу ради лучших бытовых условий (29%) и более чуткой социальной политики (26%). Тем временем примерно треть участников опроса призналась, что никакая сила не могла бы побудить их уехать (31%).

Одновременно, называя наиболее серьезные причины, которые удержали бы респондентов от отъезда, половина опрошенных упомянула разрыв с семьей и друзьями (50%), а более трети опрошенных не уехали бы, если бы не знали языка соответствующей страны (32%). Между тем немного реже опрошенные указывали, что не хотели бы чувствовать себя гастарбайтерами (27%), а кроме того их гнетут опасения оказаться в неизвестной среде (24%). Почти четверть опрошенных, правда, отметили, что не поехали бы жить и работать за пределы Латвии просто потому, что удовлетворены условиями жизни и доходами здесь (24%). Следует добавить, что наиболее редко упоминавшейся причиной остаться оказались патриотические чувства к стране (12%), что наводит на мысль о том, что выбор – остаться или уехать – в основном совершается под влиянием весьма рациональных соображений.

 «Латвийский барометр DNB», ставший признанным ежемесячным социологическим исследованием в стране, создается каждый месяц и исследует актуальные события в наиболее важной для общества в конкретный момент сфере. Одновременно общественности каждый раз задают и группу постоянных вопросов, которые из месяца в месяц отражают изменения общего настроения населения.

"DNB Latvijas barometrs" nr.51. (26.09.2012.) Mentalitāte